Европейская гигиена в современную эпоху

Европейская гигиена в современную эпоху

Вконтакте Санитарно-гигиенические условия Средневековья Многие из нас читали замечательные книги Александра Дюма и смотрели талантливые и не очень талантливые экранизации его бессмертных романов о приключениях мушкетеров. Храбрые мушкетеры, блистательные дамы, Людовики XIII, затем XIV, коварная миледи Констанция, высокие чувства, учтивые манеры, великолепные наряды, подвески, марлезонский балет и т.д. Мытье так ужаснуло монарха, что он запретил когда-либо принимать водные ванны.

Именно поэтому общественные бани были отменены верховным указом? Повседневная жизнь С приходом христианства последующие поколения европейцев на полторы тысячи лет забыли о смывных туалетах, обратив свои лица к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли водостоки на улицах, по которым текли зловонные потоки нечистот. Ночные горшки продолжали литься из окон, как и всегда - улицы были клоаками. Ванная комната была редкой роскошью. Блохи, вши и клопы кишели и в Лондоне, и в Париже, в жилищах богачей и в домах бедняков.

В законе, изданном в том же году, говорилось, что "парижане не имеют права выливать нечистоты и грязь из верхних окон своих домов, чтобы не облить ими проходящих внизу людей". Те, кто не подчинялся, должны были заплатить штраф. Но этот закон почти не соблюдался - хотя бы потому, что сто лет спустя в Париже был принят новый закон, который разрешал выливать нечистоты из окон, предварительно трижды крикнув: "Осторожно! В то время для дам самым важным было не испачкать подол платья.

Ясно, что дорогие и трудноочищаемые парики не должны были служить защитой от льющихся сверху помоев и фекалий. Скорее, они должны были защищать сами парики от подобных бед.

Шляпы с широким ободком носили роялисты в Британии и мушкетеры во Франции, то есть там, куда это "добро" чаще всего выливалось. А вот, например, цилиндры с узким ободком - изобретение сельских английских джентльменов. Там им на голову ничего не капало. А шляпы-котелки, ассоциирующиеся с образом лондонца в начале 19 века, носили только английские лесники!

В лесу, опять же, с неба ничего не падает. И только в му году этот головной убор попал в город. Методы борьбы с блохами в средневековой Европе были пассивными, например, палочки-гребни, которые использовались, чтобы не повредить ту сложную конструкцию на голове, которая называется парик. Этими палочками блох вычесывали из париков. Со вшами дело обстояло сложнее. Французские красавицы и элегантные мужчины в модных париках носили хитроумные приспособления из золота для ловли тех же блох.

В Эрмитаже также можно найти ловушки для блох - кусочек шерсти или меха, смоченный в крови. Во Франции роль ловушки для блох играла миниатюрная вилка с подвижными зубцами, которую светские модницы носили на шее.

Любовь держать маленьких собачек или горностаев, у них выше температура тела, и блохи бросались на бедное животное! Современные дамы, таскающие повсюду своих домашних собачек, даже не представляют, как и почему возникла такая традиция. Ловушки для блох не слишком надежно защищали хозяев от назойливых паразитов, но дамы той эпохи придумали способ использовать блох в искусстве флирта.

Вскрикивая от воображаемых и реальных блошиных укусов, они приглашали своих ухажеров на поиски надоедливого насекомого.

С насекомыми борются по-своему - во время ужинов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж, который ловит блох короля. Состоятельные дамы носят шелковые нижние рубашки, чтобы не разводить "зоопарк", считая, что вошь не зацепится за шелк... потому что он скользкий.

Так появилось шелковое нижнее белье; блохи и вши действительно не прилипают к шелку. Очень популярным стал "блошиный мех" - кусочек меха, который носили на руке или на шее, где, по мнению средневековых дам, собирались блохи, и откуда их потом можно было стряхнуть куда-нибудь на землю.

Лучшими подарками для влюбленных и супругов были чучела пушных зверей, предназначенные для той же цели. Женский предмет одежды, зиббеллино, является своеобразной ловушкой для насекомых-паразитов Чучела животных инкрустировали драгоценными камнями.

Дама с горностаем, только это не горностай, а белый хорек - фуро или королева Елизавета I с горностаем, - это как раз чучела или животные, использовавшиеся в качестве блошиных мехов. Их носили с собой, как позднее дамы носили декоративных собачек. Помимо собачек, держали также ласок, как раз для ловли блох.

С XVI века куницы, хорьки, горностаи и маленькие собачки служили своим хозяйкам живыми ловцами блох, защищая их от надоедливых насекомых. У маленьких животных температура тела выше, чем у человека, и, в отличие от дам, они ловят блох постоянно и зубами. Наконец, те же собаки загоняли их под юбки... Интересен тот факт, что блохи не вызывали у людей такого отвращения, как, скажем, вши. Более того, блохи во многих случаях вызывали интерес коллекционеров и даже служили предметом экстравагантных человеческих развлечений.

Вот одно из таких развлечений. В 17 веке в Европе того времени самым эротическим развлечением мужчин было поймать блоху на своей возлюбленной. Они держали ее в крошечной, часто красивой ювелирной работы клетке-шкатулке, подвешенной на цепочке на шее, и каждый божий день блоха высасывала кровь "счастливого" владельца. Этим своеобразным сувениром оригинал пытался привлечь внимание окружающих, и только с ним он входил в сомнительные компании.

А когда блоха умирала, убитый горем шевалье отправлялся ловить новый сувенир при живейшем участии всей развратной братии! Помимо анонимных рассказов, у нас есть свидетельства, что такой милый сувенир принадлежал французскому поэту и великому распутнику Бадерро де Барро Жаку Валле де Барро, - который держал блоху, пойманную на знаменитой куртизанке Марион Делорм.

Блохи - бич средневековой Европы. Западная цивилизация настолько привыкла к клопам, что фразу "Спокойной ночи и не дай им себя укусить" можно услышать в каждом втором голливудском фильме. Клопы были настолько неотъемлемой и привычной частью жизни, что даже кориандр, также известный как кинза и китайская петрушка Даже кориандр, также известный как кинза и китайская петрушка, семена которого используются в качестве специй, получил свое название в Средние века от греческого koriannon "клоп". производное от korios, "клоп", из-за своего специфического запаха.

В Средние века его называли koriannon, производное от korios, "клоп".

Средневековая Европа мало что изобретала, но в это время появились некоторые оригинальные инновации в производстве мебели. Самой универсальной и практичной мебелью Средневековья был сундук, который мог служить одновременно кроватью, скамейкой и дорожным чемоданом. Но в позднем Средневековье у мебельщиков появились новинки, которые вполне отражали его средневековый дух. Это не только всевозможные стулья, банкетки и троны со встроенными ночными горшками, но и балдахины у кроватей.

Балдахин - нарядный церемониальный балдахин над троном, церемониальной кроватью Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и - обязательно - с балдахином, приобрели в Средние века большое значение. Такие широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели: чтобы с потолка не падали клопы и другие милые насекомые.

Пологи приносили мало пользы, потому что клопы прекрасно устраивались в складках. Антисанитарные условия активно способствовали их размножению. Влияние клопов на культуру Европы не ограничивалось балдахинами, и приказ Людовика пользоваться духами, очевидно, был вызван не только его собственным зловонием и зловонием его подданных, но, учитывая постоянную бессонницу монарха из-за укусов клопов, имел и другую цель. Так, с легкой руки Короля-Солнца в Европе появились духи, прямым назначением которых было не только блокировать неприятный запах, но и отгонять клопов.

В книге "Верные, удобные и дешевые средства, применяемые во Франции для истребления клопов", изданной в Европе в году, говорится: "Клопы обладают чрезвычайно тонким обонянием, поэтому, чтобы избежать укусов, необходимо натираться духами. От запаха натертого духами тела клопы на некоторое время спасаются, но вскоре, подгоняемые голодом, они преодолевают свое отвращение к запахам и возвращаются, чтобы сосать тело с еще большим ожесточением, чем прежде".

Люди пробовали и другие средства борьбы с "вампирами". Иногда использовался "персидский порошок" из цветов далматинской ромашки, которая издавна известна своими чудодейственными свойствами, а в музеях при изучении домашней утвари и других важных для того времени приспособлений можно увидеть и не такие тривиальные предметы, как устройство для выжигания клопов из кроватей.

Начиная с XVII века, распространились "клоповарки" - приспособление с длинным и тонким носиком, похожее на самовар. Насыпь внутрь уголь и воду, выпусти из носика струю пара - и клопам смерть! Люди, в отличие от христианских мучеников, клопов не любили, а утопист Фурье даже мечтал о будущем не только океанов лимонада, но желал видеть в этом утопическом будущем еще и свою несбыточную мечту - "антиклопов".

В отличие от вшей, считавшихся "жемчужинами Бога", присутствие клопов тоже не всегда приветствовалось монахами. Например, отсутствие клопов, столь привычное для карфузианцев, поразило всех: К всеобщему удивлению, клопов в монастыре не было, хотя определенные обстоятельства должны были способствовать их появлению: монашеский образ жизни, отсутствие нижнего белья, манера спать одетыми, деревянные постройки, редко меняемые постели и соломенные циновки.

Правда, что у братьев Конверс, как и у всех остальных в Средние века, были клопы. По этому поводу были некоторые споры. Некоторые видели в этом особую милость Небес к этому самому строгому из монашеских орденов. Другие считали отсутствие клопов результатом того, что они не ели мяса. Лео Мулен. Хотя в данном случае отсутствие клопов трактуется как "милость Небес", конечно, не все монахи относились к клопам негативно.

Например, их кормил святой Симеон, который "воздавал славу Господу", сидя на столпе, преподобный Симеон Столпник. Столпничество еще не знало богатых форм христианского аскезы. Видимо, Симеон был его изобретателем [примечание: такой истинно христианский "подвиг". Эх, "гвозди бы делать из этих людей", как говорил Маяковский.

Он даже приковал свои ноги к столбу, чтобы сковать себя до конца. Единственное движение, которое позволял себе аскет, похоже, имело одно измерение: высота". Это был не первый раз, когда святой Симеон заковал себя в цепи; еще раньше он замуровал себя в келье в Теланиссу Тель-Нешн, или жил там на горе, приковав себя к ней.

Но святой Симеон никогда не забывал о клопах: "Когда цепь сняли, под кожаным кандальником нашли 20 огромных клопов, которых добровольный мученик кормил собственной кровью". В средние века вши - "жемчужины Бога" - почитались и считались признаком святости вовсе не за свою древнюю историю Недавно палеонтологи обнаружили вошь, которая жила в оперении птиц еще 44 миллиона лет назад.

Возможно, дело в том, что "причащающиеся крови" насекомые стали освященными, так сказать, потому что питались христианской кровью. Средневековое богословие вообще уделяло много внимания таким вопросам, как получают ли мыши, причащающиеся крови, благодать Божью.

Пока богословы спорили, вши успешно завоевывали жизненное пространство в Европе. Известно, что даже французская принцесса, имя которой история не сохранила, умерла от вшей. Можно вспомнить и короля Фердинанда II Арагонского по прозвищу Католик, мужа Изабеллы, наследника короны Кастилии.

Этот благочестивый монарх умер такой же ужасной смертью: вши съели его заживо. Кормить себя вшами, как и клопами, считалось "христианским поступком".

Навигация

thoughts on “Европейская гигиена в современную эпоху

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *