Квалификационная коллегия судей Архангельской области

Квалификационная коллегия судей Архангельской области

Квалификационные коллегии судей являются органами судейского сообщества, наделенными государственно-властными полномочиями для выполнения задач, установленных федеральными конституционными законами и федеральными законами, в том числе по защите граждан от судебного произвола. В одной из публикаций на страницах этого сайта мы уже писали о том, как заявить отвод судье, как опротестовать действия судьи и о внепроцессуальном порядке подачи жалобы на судью.

В то же время следует отметить, что проведенное Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации обобщение практики применения квалификационными коллегиями судей законодательства о привлечении судей к дисциплинарной ответственности показало, что проверки, проводимые председателями районных судов, не всегда являются объективными и полными.

Речь идет об обращении в квалификационные коллегии судей. Квалификационные коллегии судей создаются в субъектах Федерации, а на федеральном уровне установленные процедуры осуществляет Высшая квалификационная коллегия судей. Данная защита устанавливается законом и осуществляется коллегиями с использованием специальных процедур, предусмотренных статьями 27 и 28 "Положения о квалификационных коллегиях судей", утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации В указанном Положении закреплены следующие положения

При поступлении жалоб и уведомлений далее - жалоб, содержащих сведения о совершенных судьей дисциплинарных проступках, от органов и должностных лиц, не указанных в статье 28 настоящего Положения, а также от граждан председатель квалификационной коллегии судей или президиум Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации принимает решение о проведении их самостоятельной проверки квалификационной коллегией судей либо о направлении их на рассмотрение председателю соответствующего или вышестоящего суда.

Для проведения самостоятельной проверки квалификационная коллегия судей образует комиссию, состоящую из членов Совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности, не являющихся членами квалификационной коллегии судей, и работников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо об отказе в этом.

Жалоба возвращается заявителю без рассмотрения с указанием причин возврата в следующих случаях: не содержит сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка; обжалует судебный акт; содержит нецензурные, оскорбительные слова и выражения, угрозы; если текст не поддается прочтению; если ранее давался ответ на жалобу и в жалобе не содержится новых доводов; если жалоба относится к охраняемой федеральным законом тайне.

Жалоба, содержащая признаки состава преступления, направляется в государственный орган в соответствии с его компетенцией. Жалоба, не подписанная гражданином, без указания его фамилии, имени, отчества, данных о месте жительства, работы или учебы, признается анонимной и рассмотрению не подлежит. В случае, если комиссия, образованная квалификационной коллегией судей, придет к выводу о недостоверности сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка, квалификационная коллегия судей принимает решение о признании жалобы необоснованной и прекращении производства по ней.

Основаниями для привлечения к дисциплинарной ответственности также являются: в отношении судей Верховного Суда Российской Федерации - представление Председателя Верховного Суда Российской Федерации; в отношении судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей - представление Председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда федерального округа, суда автономной области, военного суда, председателей, заместителей и судей районных судов, мировых судей.

Основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности является нарушение им норм Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", а также положений Кодекса судейской этики. Судья, в отношении которого внесено представление председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращение органа судейского сообщества о привлечении к дисциплинарной ответственности, а также иные заинтересованные и приглашенные лица должны быть извещены о дате, времени и месте проведения заседания квалификационной коллегии судей в срок, необходимый для явки на заседание.

Судья извещается о дате, времени и месте проведения заседания квалификационной коллегии судей.

Судья извещается лично или заказным письмом с копией представления председателя соответствующего или вышестоящего суда или обращения органа судейского сообщества при нем. Он вправе знакомиться с документами и материалами, приложенными к представлению или жалобе, выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать за свой счет копии документов, в том числе с помощью технических средств, излагать свои возражения и замечания, ходатайствовать о приобщении документов и об участии в заседании лиц, располагающих сведениями о рассматриваемом представлении или жалобе.

Бремя доказывания совершения судьей дисциплинарного проступка, влекущего его дисциплинарную ответственность, несет лицо, подписавшее представление или жалобу, либо его представитель, действующий на основании доверенности.

Все неустранимые сомнения в доказанности совершения судьей дисциплинарного проступка толкуются в пользу судьи. Квалификационная коллегия судей по результатам рассмотрения направления или обращения о совершении судьей дисциплинарного проступка вправе наложить на судью дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи или предупреждения независимо от выраженного в направлении или обращении мнения о виде дисциплинарного взыскания.

Квалификационная коллегия судей вправе наложить на судью дисциплинарное взыскание.

При наложении дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи принимается решение о лишении судьи квалификационного класса. Если будет доказано, что судья совершил дисциплинарный проступок и отсутствуют достаточные основания для досрочного прекращения полномочий судьи, к нему может быть применено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения.

Квалификационная коллегия судей при наличии оснований может обратить внимание судьи на допущенные им нарушения закона или этики.

В случае отказа в удовлетворении представления или обращения о наложении дисциплинарного взыскания на судью квалификационная коллегия судей может обратить внимание судьи на допущенные им нарушения закона или этики.

В случае отказа в удовлетворении представления или обращения о наложении дисциплинарного взыскания на судью квалификационная коллегия судей может обратить внимание судьи на допущенные им нарушения закона или этики.

В соответствии со ст. 16.2 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" судья не может быть привлечен к ответственности за высказанное им при осуществлении правосудия мнение или принятое судебное решение, если вступившим в законную силу решением суда не будет установлена вина судьи в преступном злоупотреблении или вынесении заведомо неправосудного судебного акта. <1> В то же время положения указанного Закона не исключают дисциплинарную ответственность судьи за нарушение требований того же Закона или Кодекса судейской этики, совершенное при осуществлении правосудия. Учитывая особенности рассмотрения представлений и обращений о совершении судьей дисциплинарного проступка, судам следует иметь в виду, что представление о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности может быть внесено в соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

Сейчас давайте разберемся, как на самом деле работает механизм привлечения судей к дисциплинарной ответственности, и что нужно иметь в виду при подаче жалобы на судью в квалификационную коллегию судей. Для этого обратимся к документу под названием "Обобщение практики применения квалификационными коллегиями судей законодательства о привлечении судей к дисциплинарной ответственности", размещенному на официальном сайте Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

В частности, в данном документе коллегия отметила следующее. При рассмотрении вопросов, связанных с наказанием судей за вынесение явно незаконных судебных актов, нет единого понимания, необходимо ли устанавливать умысел судьи на совершение такого проступка. В частности, квалификационные коллегии и лица, уполномоченные вносить представления, возвращают жалобы, касающиеся явно незаконных судебных актов, ссылаясь на то, что "вынесение судьей заведомо незаконного судебного акта является уголовным преступлением, вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении судьи решается на основании представления Генерального прокурора РФ, такого представления не поступало".

В то же время принятие явно незаконного судебного акта свидетельствует о том, что судья не способен качественно осуществлять правосудие. Установление данного факта является достаточным основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности. Причины неспособности судьи качественно осуществлять правосудие путем вынесения заведомо незаконного акта, то есть умышленного нарушения закона, или незнания закона не входят в предмет доказывания данного дисциплинарного проступка.

Факт неспособности судьи качественно осуществлять правосудие не образует предмет данного дисциплинарного проступка.

Читайте также: Действия суда и сторон при подготовке дела к судебному разбирательству 2. Вынесение явно незаконного судебного акта само по себе является достаточным основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, поскольку сам факт вынесения явно незаконного судебного акта, независимо от наступления иных последствий, в частности причинения имущественного или неимущественного вреда, влечет умаление авторитета судебной власти.

В полномочия квалификационной коллегии судей входит наложение на судью дисциплинарных взысканий.

Квалификационная коллегия уполномочена не устанавливать факт законности или незаконности судебного акта в соответствии с процессуальным законодательством - это компетенция вышестоящего суда, а определять характер неправильного применения норм материального или процессуального права как очевидного и, как следствие, умаляющего авторитет судебной власти.

Поэтому необходимо иметь квалификационную коллегию судей, а также необходимо иметь квалификационную коллегию судей, которая, как правило, обладает полномочиями по установлению законности или незаконности судебного акта в соответствии с процессуальным законодательством.

В связи с этим необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за принятие явно незаконного судебного акта только в том случае, если его незаконность установлена вышестоящей судебной инстанцией в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Во-вторых, при рассмотрении представления о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности по указанному основанию квалификационная коллегия не вправе переоценивать выводы вышестоящего суда о незаконности судебного акта.

В компетенцию квалификационной коллегии входит только определение того, является ли незаконность судебного акта явной, то есть умаляющей авторитет судебной власти. Ненадлежащее исполнение заместителем председателя суда организационных полномочий не рассматривается как дисциплинарный проступок и соответственно прекращение полномочий заместителя председателя с сохранением полномочий судьи в соответствии со ст. 11 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" не является дисциплинарным проступком.

В то же время, если зампредседателя нарушил требования, предъявляемые к судье, это может быть основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности. Неэтичное поведение судьи в процессе следует отличать от неправомерных процессуальных действий. Последние облекаются в определенную процессуальную форму путем вынесения судебного акта или занесения его в протокол. В случаях, предусмотренных законом, правильность таких действий может быть проверена вышестоящим судом.

Неэтичное поведение, хотя и связано с выполнением судьей своих служебных обязанностей, касается, прежде всего, нарушения морально-этических требований. Таким образом, неэтичное поведение судьи в процессе нарушает нормы пункта 2 статьи 4 проекта Кодекса судейской этики.

Если неэтичное поведение доказано, судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, независимо от того, подтвержден ли данный факт вышестоящим судом. Неэтичное поведение судьи обычно нигде не фиксируется, что затрудняет его доказывание. Поэтому при рассмотрении жалобы на неэтичное поведение особое внимание следует уделить опросу лиц, которые могут подтвердить или опровергнуть доводы жалобы.

В любом случае, не стоит ограничиваться получением объяснений от судьи. Медлительность - одна из разновидностей грубых нарушений норм процессуального права, при которых необоснованно затягивается рассмотрение дела по существу или нарушаются сроки реализации иных процессуальных прав лиц, участвующих в деле, в результате чего они лишаются права на оперативное правосудие.

В жалобах на действия судей указанная причина является наиболее распространенной. В связи с этим целесообразно обратить внимание на необходимость принципиальной оценки фактов затягивания сроков, допускаемых судьями. Важно также иметь в виду, что судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по указанным основаниям и в том случае, если на момент подачи заявления в квалификационную коллегию волокита прекратилась.

Рассмотрение дела в производстве судьи не является обстоятельством, исключающим его дисциплинарную ответственность за неэтичное поведение или волокиту, допущенные в ходе рассмотрения дела. Однако при рассмотрении следует учитывать, что иногда такие жалобы подаются с целью оказать незаконное давление на судью.

Как должно проходить рассмотрение?

Что должно делать лицо, рассматривающее жалобу, если должная осмотрительность требует изучения судебного дела, которое еще находится на рассмотрении судьи? Если для проверки жалобы необходимо изучить судебное дело, проверяющий должен изучить его. В этом случае проверяющий не имеет права запрашивать материалы дела. Однако рецензент может изучить дело непосредственно в суде. В любом случае, в ответе на жалобу нельзя ссылаться на то, что ее доводы не могут быть проверены из-за невозможности ознакомиться с материалами дела.

В случаях, когда судья, полномочия которого прекращены в связи с истечением срока полномочий, но который продолжает исполнять обязанности судьи до назначения нового судьи или до окончания рассмотрения по существу дела, возбужденного в отношении этого судьи, продолжает исполнять свои обязанности, он должен соблюдать требования, предъявляемые к судье действующим законодательством. Соответственно, за совершение проступков, являющихся основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, он может быть подвергнут дисциплинарному взысканию.

Подробнее

Читайте также: Общие сведения о судопроизводстве в гражданском процессе Нахождение судьи в отставке или временное исполнение судейских обязанностей в отставке не являются обстоятельствами, исключающими дисциплинарную ответственность за проступки, совершенные соответственно до ухода в отставку или во время временного исполнения судейских обязанностей. Эти обстоятельства могут лишь повлиять на решение вопроса о целесообразности возбуждения дисциплинарного производства.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и статьей 4 Положения о квалификационных коллегиях судей поступившая в коллегию жалоба, содержащая сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, проверяется квалификационной коллегией самостоятельно либо направляется для проверки председателю соответствующего суда. Квалификационные коллегии должны исходить из того, что проверка жалобы не входит в компетенцию лица, на которое подана жалоба. При выборе варианта проверки коллегия или председатель соответствующего суда должны учитывать просьбу заявителя не направлять жалобу на проверку председателю суда, а также повторность жалобы, ранее проверенной председателем суда.

В некоторых случаях квалификационные коллегии поручают проверку Судебному департаменту. Вместе с тем, действующее законодательство не предоставляет квалификационным коллегиям такого права и не наделяет судебный департамент полномочиями по проверке жалоб на действия судей. Квалификационная коллегия имеет право поручить проверку жалобы только председателю соответствующего суда.

Квалификационная коллегия имеет право поручить проверку жалобы только председателю соответствующего суда.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" поступившие материалы должны быть рассмотрены Высшей квалификационной коллегией в трехмесячный срок, а квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации - в месячный срок со дня поступления в коллегию, если иное не установлено федеральными законами.

При рассмотрении жалоб необходимо проверять все указанные в них обстоятельства, которые могут свидетельствовать о совершении судьей дисциплинарного проступка. Ответ на жалобу должен содержать полную и объективную оценку всех ее доводов.

В некоторых случаях квалификационный судья мог совершить дисциплинарный проступок.

В некоторых случаях квалификационные коллегии и лица, уполномоченные возбуждать дисциплинарное производство, установив в результате проверки совершение судьей дисциплинарного проступка, тем не менее отказывают в удовлетворении жалобы, ссылаясь на то, что в ней не ставится вопрос о дисциплинарной ответственности. Такие действия нельзя признать правомерными, поскольку закон не связывает вынесение представления с тем, просит об этом заявитель или нет.

Законодателем не предусмотрено вынесение представления.

Законодатель не наделил квалификационные коллегии правом возбуждать дисциплинарное производство по собственной инициативе.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" правом возбуждения дисциплинарного производства в отношении судьи в квалификационной коллегии наделен председатель соответствующего или вышестоящего суда, а также органы судейского сообщества - Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов Российской Федерации, Советы судей субъектов Российской Федерации, общие собрания судей судов.

Председатель Совета судей вправе внести представление о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности только на основании соответствующего решения Совета судей. При внесении представления неправомочным лицом квалификационная коллегия не вправе возбуждать дисциплинарное производство. Несоблюдение квалификационными коллегиями судей указанных положений является основанием для обжалования их решений в Высшую квалификационную коллегию судей. Обратиться в Высшую квалификационную коллегию судей можно лично по адресу:

Москва, ул.

Москва, ул. Баррикадная

В данной статье заявитель-гражданин не указан в качестве субъекта обжалования. Следует иметь в виду, что отказы Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации или квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации в удовлетворении представлений о прекращении полномочий судей судов общей юрисдикции за дисциплинарные проступки могут быть обжалованы в Президиум Дисциплинарного суда только Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

Чтобы узнать больше о том, как и где можно обжаловать то или иное действие или бездействие судьи, советую прочитать книгу "Доверяете ли вы суду?

Навигация

thoughts on “Квалификационная коллегия судей Архангельской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *