Русская культура в 14 и 15 веках

Русская культура в 14 и 15 веках

Россия подверглась монголо-татарскому нашествию, которое имело катастрофические последствия для ее экономики и культуры. Оно сопровождалось истреблением и пленением значительной части населения, уничтожением материальных ценностей, разрушением городов и сел. Установившееся на два с половиной века золотоордынское иго, частые набеги завоевателей, приводившие к новым опустошениям, систематическое выкачивание материальных ресурсов в виде дани - все это создавало крайне неблагоприятные условия для экономического и культурного развития.

Одним из самых тяжелых последствий нашествия и установления ига стало резкое ослабление городов, от развития которых зависел общественный прогресс в средневековую эпоху. Разрушение городов, подрыв экономики замедлили темпы их развития. Истребление и пленение ремесленников привело к снижению уровня ремесленного производства, основы материальной культуры. Многие технические приемы и навыки были утрачены, некоторые виды ремесел исчезли вовсе.

Основой их материальной культуры были монголы.

Русская архитектура пострадала от монголо-татарского нашествия. Многие ее памятники были разрушены. Каменное строительство остановилось на полвека из-за отсутствия материальных ресурсов и мастеров-строителей. Когда оно возобновилось в конце XIII века.

Поэтому здания, возведенные в то время, были столь недолговечны. Погибло огромное количество письменных памятников, пришли в упадок летописи, живопись и декоративно-прикладное искусство переживали упадок. Но завоеватели, нанеся огромный ущерб русской культуре, не смогли ее уничтожить. Культура Руси, возрожденная на основе прочных традиций, созданных в домонгольский период, сохранила свой национальный облик, оставаясь европейской по типу и направленности.

Монголо-татары нисколько не обогатили ее. Как отмечал А. Пушкин, монголо-татары не были похожи на мавров. Они, завоевав Русь, не дали ей ни алгебры, ни Аристотеля.

Они не дали ей ни алгебры, ни Аристотеля.

Влияние их было очень незначительным и ограничивалось заимствованием некоторого количества восточных слов, определенных мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды. Никаких заимствований у монголо-татар не обнаружено ни в общественной мысли, ни в литературе, ни в живописи и архитектуре.

Включение в различные государственные образования препятствовало развитию экономических и культурных связей между отдельными регионами ранее единой Руси, углубляло существовавшие ранее различия в языке и культуре. Это привело к формированию трех национальностей на основе древнерусской - русской великорусской, украинской и белорусской. Традиции древнерусской культуры легли в основу их культур, что определило наличие у них общих черт. В то же время культура каждого этноса постепенно приобретала свои специфические черты, которые отражали складывающиеся этнические особенности и конкретно-исторические условия их экономического, политического и культурного развития.

Во многом стиранию этнических и культурных различий способствовало перемещение народных масс из одних регионов в другие, вызванное монголо-татарским нашествием, народная колонизация новых регионов на севере и северо-востоке страны. Два основных, тесно взаимосвязанных обстоятельства исторической жизни народа того времени определили содержание культуры и направление ее развития: борьба против золотоордынского ига и борьба за создание единого государства. Монголо-татарское нашествие привело к углублению политической раздробленности.

Этому способствовала политика завоевателей - поощрение и разжигание княжеских междоусобиц. Дальнейшая раздробленность русских земель обособляла местные культуры и усиливала в них локальные особенности. Однако в любом княжестве были силы, стремившиеся к государственному единству. Их настроения и активная борьба отражались в памятниках культуры, которые тем самым выходили далеко за рамки региональных явлений и разрушали культурную замкнутость местных центров.

В культуре раздробленных княжеств наряду с сепаратистскими тенденциями все отчетливее проявлялись тенденции к объединению. Идея единства русской земли и борьбы против иноземного ига была одной из ведущих культурных тенденций. Эта идея красной нитью проходит через произведения народной словесности, литературы, живописи и архитектуры. Обращение к славному прошлому своей родины, к традициям и памятникам культуры времен независимости, к их "старине" возбуждало патриотические чувства, вселяло уверенность в успехе борьбы с иноземными угнетателями.

Эта тенденция ярко проявилась в устном народном творчестве, летописях, литературе, общественной мысли и архитектуре. В рассматриваемом периоде можно выделить два этапа историко-культурного процесса.

Первый из них примерно до середины XIV века отмечен заметным упадком в различных сферах культуры. Внешние связи русской культуры в это время почти полностью прерываются. Только Новгород и Псков сохраняли контакты с западными странами, оставаясь крупными центрами европейской культуры. Эти города, не испытавшие нашествий, сыграли важную роль в сохранении традиций и памятников культуры домонгольского времени и оказали большое влияние на развитие культуры в других русских землях.

Вторая половина XIV века ознаменовалась подъемом русской культуры, вызванным успехами экономического развития и первой крупной победой над захватчиками в Куликовской битве, которая стала важной вехой в освобождении страны от иноземного ига. Она определяет ведущую роль Москвы в объединении русских земель, повышает ее значение как одного из главных культурных центров. Куликовская победа вызвала подъем национального самосознания, что нашло отражение во всех областях культуры.

С сохранением значимых местных особенностей идея единства русской земли становится ведущей. С конца XIV века происходил оживленный обмен рукописями через монастыри Афона и Константинополя, где жили русские монахи, занимавшиеся их переводом и переписыванием. Русские происходили из балканских стран, подвергшихся турецкому нашествию. Некоторые из них сыграли выдающуюся роль в развитии русской культуры: Митрополит Киприан, Григорий Цамблак, Пахомий Логофет.

Южнославянское влияние на русскую культуру проявилось в литературе и искусстве. Фольклор Борьба с золотоордынским игом стала главной темой устного народного творчества. Многие поэтические произведения в переработанном виде вошли в письменную литературу. Среди них сказания о битве на Калке, разорении Рязани Батыем и рязанском богатыре Евпатии Коловрате, подвигах Меркурия Смоленского, Невской битве и Ледовом побоище, Куликовской битве.

Героический былинный эпос достиг своего апогея. Древние былины получили новую жизнь. Авторы былин о монголо-татарском нашествии обратились к образам киевских богатырей, объединившихся вокруг старого князя Владимира Красное Солнышко. Они описывают, как завоеватели подошли к Киеву и как киевские воины изгнали их. Киев в былинах предстает как воплощение русской государственности, как идеальный эпический центр всей Русской земли. В этот период было завершено создание цикла былинного эпоса, связанного с Киевом и князем Владимиром.

В нем в полной мере проявился характерный для всей русской культуры того времени интерес к героическому прошлому народа. В XIV веке в фольклоре появляется новый жанр - жанр исторических песен. В отличие от эпических поэм герои и события в исторической песне изображаются гораздо ближе к действительности, время действия не условно-эпическое, а конкретно-историческое, хотя сюжет и герои могут быть вымышленными.

Это живой, непосредственный отклик на конкретные события. Историческая песня - это произведение не о прошлом, а о настоящем, она становится исторической только для последующих поколений. В песнях отражен подвиг простых людей, которые пытались остановить орды Батыя. Многие из них сохранились лишь в литературной формулировке, но некоторые надолго остались в народной памяти. Одна из них - песня об Авдотье Рязаночке. Ее героиня, простая горожанка, совершает подвиг, проявляя при этом мудрость, терпение и большую душевную стойкость.

Она выводит рязанцев из плена и отстраивает город заново. В ней есть поэтический отклик на то, что произошло в Рязани. Она имеет оптимистический настрой и отражает идею неизбежного и скорого крушения золотоордынского ига.

Поэтический отклик на события, произошедшие в Рязани.

Следы исторических песен, связанных с Куликовской битвой, встречаются в "Задонщине" и "Сказании о Мамаевом побоище".

Разновидностью этого жанра являются песни о татарских полонах и, прежде всего, песни о девушках-полонах. В них рассказывается о судьбах простых людей, через которые раскрывается один из трагических моментов народной судьбы. Образ чистой и стойкой духом пленной девушки воплощает образ русской земли, страдающей под тяжелым игом.

Идея независимости России, осознание ее героического прошлого, готовность к самоотверженной борьбе за Родину - вот основной пафос произведений фольклора.

Пагубные последствия иноземных нашествий отрицательно сказались на сохранении книжных богатств и уровне грамотности, но все же традиция письменности и грамотности, заложенная в XI-XII веках, сохранилась. Грамотность, как и везде в Средние века, была сосредоточена в основном в руках церкви. Но она не была достоянием только духовенства. Торговцы и ремесленники городов были грамотными, поскольку торговля и ремесло требовали определенных знаний и навыков.

О широком развитии письменности в жизни горожан свидетельствуют найденные при археологических раскопках в Новгороде берестяные рукописи, представляющие собой частные письма новгородцев, хозяйственные записи, векселя и прочее"

В Новгороде также были найдены берестяные грамоты.

Там же была найдена деревянная доска с вырезанным на ней алфавитом. Вероятно, такие алфавиты изготавливались на продажу и использовались в качестве учебных пособий при обучении детей. В частности, уже в то время существовал слоговой метод обучения чтению, который использовался и несколько веков спустя. Многочисленные сведения о существовании школ для детей и об учителях-"книжниках" содержатся в житиях русских святых XIV-XV веков.

Такие школы существовали, как правило, при церквях, а их учителями были в основном представители низшего духовенства. Обучение начиналось с семилетнего возраста. Обучали чтению, письму, церковному пению и, возможно, арифметике. Так, Александр Свирский учился грамоте в родном селе в Обонежье, Антоний Сийский - в селе у Белого моря, Мартиниан Белозерский - в селе у Кириллова монастыря.

Миниатюра из жития Сергия Радонежского, на которой изображены 11 детей и учитель, объясняющий урок, дает представление о школьной среде. Подъем культуры со второй половины XIV века. Крупнейшими ее центрами были монастыри с их книгокопировальными мастерскими и библиотеками, насчитывающими сотни томов. Наиболее значительными были собрания Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей.

Но с конца XV века церковь не обладала монополией на создание и распространение книг. Как свидетельствуют атрибуты самих писцов на книгах, значительная их часть не принадлежала к духовенству.

В конце XV века церковь не обладала монополией на создание и распространение книг.

Навигация

thoughts on “Русская культура в 14 и 15 веках

  • В жизни каждого мужчины наступает период, когда чистые носки проще купить. И про старуху бывает порнуха Ельцин Мандела В переполненом автобусе: Простите, мужчина, вас не затруднит моя жопа? От несоблюдения техники безопасности, человек может не только умереть, но и родиться. Он говорит, что это было в экстазе, а я точно помню, что в сарае… В женщине все должно быть прекрасно – не суйте в нее что попало! ПО НОГАМ ТЕКЛО, А В РОТ НЕ ПОПАЛО Однолюб – … но многоеб!(с) Человеческая глупость дает представление о бесконечности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *