Я боюсь встретиться с тобой Анализ

Я боюсь встретиться с тобой Анализ

Я знаю: Ты здесь. Ты близко. Ты не здесь. Ты там. Анализ стихотворения Александра Блока "Я боюсь встречи с тобой" Стихотворение "Я боюсь встречи с тобой..." было написано Блоком в году. Характерной чертой является чрезмерное увлечение поэта символизмом и поклонение образу Вечной Женственности. В реальной жизни воплощением идеального женского образа для Блока была Л. Отношения между ними были довольно странными, порой просто комичными. Менделеева была обычной девушкой, мечтающей о настоящей любви.

Блок был полностью во власти образов, созданных в его собственном воображении. Он считал свою избранницу неземным существом, не подвластным законам реального мира. Фактически он заставил Менделееву выйти за него замуж, угрожая самоубийством. В этом духе выдержано стихотворение "Я боюсь встречи с тобой...".

Каждый влюбленный мужчина в той или иной степени боготворит любимую женщину. Блок доходит до абсолютной крайности. В самом названии содержится удивительное утверждение: страх встречи с любимой. Во второй строке поэт использует антитезу, чтобы смягчить фразу: "нет страшнее встречи с тобой". В ней нет никаких указаний не только на внешность девушки, но даже на ее внутренний мир.

Это объясняется увлечением Блока философией В. Соловьева, которую он переработал в соответствии со своим врожденным мистицизмом. До года Блок полностью абстрагировался от физического мира и не осознавал его. Все окружающее представлялось ему в виде смутных символов и образов. Центральная часть поэмы отражает эти взгляды: "тени ходят", "я не помню имен". Совершенно неожиданно для влюбленного человека "раздаются звуки... больших похорон".

Даже священное место, возле которого оказывается автор, не ассоциируется в его сознании с чем-то светлым. Храм закрыт "мрачным небом". Это мистическое настроение Блока подтверждается в финале произведения еще одной антитезой: "Ты близко. Тебя здесь нет". Даже учитывая, что в это время Менделеева не отвечала Блоку взаимностью, стихотворение "Я боюсь встречи с тобой..." далеко от любовной лирики и производит очень тяжелое впечатление.

Все в этом стихотворении робко и темно, зыбко и туманно... И все это - признаки "несуществующих надежд" на всеобщее "непостижимое чудо", на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, образ которой для Блока воплощал некое вселенское божественное начало, которое должно "спасти мир" и возродить человечество к новой и совершенной жизни. Наряду с ожиданием чистой и светлой любви лирический герой испытывает одиночество, меланхолию, тоску по встрече с ней, но и страх, что она окажется не такой, как он себе представляет.

Герой начинает бояться, что их воссоединение, то есть появление Прекрасной Дамы в реальной жизни, действительности, может обернуться для него самого душевной катастрофой. Если образы ранних поэм Блока живут только в божественном, романтическом мире, то в этой поэме жизнь наложила свой отпечаток на все. Почти исчезли юношеский энтузиазм и романтизм, а на их месте появился серый, обыденный мир.

В этом стихотворении жизнь взяла свое.

И не только появилась, но и заняла свое главенствующее место. А мир фантазии, мир мечты превратился в легкую дымку вокруг образа. Таким образом, вечная женственность и мудрость соединились бы со скорбной реальностью. Душа, ореол, идущий изнутри, окружает земную оболочку прозрачной хрупкой дымкой. Именно в ней заключена та вечная красота женщины, которую воспевали поэты всех веков.

И этот союз двух миров возносит женщину в глазах поэта на пьедестал богини. Она близка, вполне реальна и в то же время недосягаема, как божество.

Возможно, именно эта удивительная способность видеть божественное в женском образе во многом определила отношение Блока к женщине. Живя реальной жизнью, среди людей, он ясно видел, как будни и серая обыденность давят на женщину и разрушают в ней тот светлый образ, воплощение которого в жизни он искал.

Мотив ожидания, которое становится все более напряженным по мере приближения встречи "Я чувствую Тебя...". "Но я боюсь..."

Мотив ожидания, который становится все более напряженным по мере приближения встречи. Лирический сюжет особенно драматичен, что подчеркивается повторением образа-символа "весь горизонт в огне", эпитетами "нестерпимый", "скорбный", "низкий", которые контрастируют с "ясный", "лучезарный". Стремясь к воплощению идеала, лирический герой боится разочароваться и обмануться, потому что, обретя земное воплощение, Прекрасная Дама может оказаться не такой, как он себе представляет, потерять свою "идеальность", свою божественность.

Так рядом с желанием встречи возникают глубокие сомнения в ее осуществимости, в достижимости воссоединения земного и небесного. Огонь - символ Духа, Бога... Символ торжества света и жизни над тьмой и смертью, символ всеобщего очищения.

Но затем ее облик начинает раздваиваться, ибо раздвоен и он сам. Духовно он благочестивый и чистый монах, живущий в монастыре, молящийся в храме.

В стихотворении "Люблю высокие соборы, смиряя душу, посещать" мы читаем признание: Я боюсь души своей двуликой... Так, в "Стихотворениях" начались все пути дальнейших поэтических странствий Блока. В этой книге "великий свет и злая тьма" - вершина мистического восхождения и головокружения над бездной.

Нет страшнее встречи с Тобой.


Навигация

thoughts on “Я боюсь встретиться с тобой Анализ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *